Контроль над лошадью является основой верховой езды. Без него невозможно научиться ездить, и, тем более, выполнять упражнения для более продвинутого уровня - прыжки, полевую езду, элементы высшей школы.
Основы верховой езды.
Одним из основных навыков в работе с лошадью является умение управлять скоростью и направлением движения животного посредством применения средств управления (поводья, шенкель, перенос центра тяжести).
Езда базируется на посыле - несколько одновременно совершаемых действий (руками, корпусом, ногами), представляющих из себя одно общее движение.
Для посадки в седло необходимо встать слева от лошади, на землю или на стул/подставку. Левая рука коротко собирает повод, одновременно держа кусок гривы. Стоя лицом к крупу лошади, левую ногу вставляют в стремя. Колено левой ноги при этом упирается в крыло седла. Правой рукой держатся за заднюю луку седла. Правая нога отталкивается от земли или опоры, переносится через круп лошади и вставляется в правое стремя, седалище опускается в седло. Поводья разбираются в две руки одинаково. Теперь вы готовы начать движение.
Спешивание. Поводья разбираются в левую руку вместе с прядью гривы, как и при посадке в седло. Ноги вынимаются из обоих стремян. Правая нога перебрасывается через круп лошади на левую сторону. Возможно, потребуется наклонить корпус к шее лошади. После спешивания поводья остаются в руках, лошадь всегда должна быть под контролем, не зависимо от того, сидите ли вы на ней сверху или стоите рядом.
Повод и руки. Первичным для верховой езды является баланс. Всадник должен сидеть так, чтобы его центр тяжести совпадал с центром тяжести животного. Перемещение центра тяжести допустимо для выполнения некоторых элементов, но для отклонения от положения равновесия необходимо сначала поймать положение равновесия. Всадник должен быть расслабленным и спокойным, так как любое состояние напряженности или страха немедленно воспринимается лошадью. Правильная работа руками является жизненно важным фактором для хорошей верховой езды. Сильное натяжение повода может травмировать рот лошади, снизить его чувствительность или вызвать неповиновение и даже попытки избавиться от всадника. Работа рукой должна быть мягкой, но настойчивой, основанной на постоянном контакте со ртом лошади.
Движение всадника и лошади должно быть сбалансированным, не стоит висеть на поводе и цепляться коленями. Всадник располагается в центре седла, корпус чуть отклонен назад, лопатки стремятся друг к другу, основная опора идет в седалищные кости, при этом вес всадника равномерно распределен между правой и левой седалищными костями. Руки располагаются так, чтобы от локтя всадника до рта лошади повод и рука образовывали прямую линию во всех плоскостях. Поводья разбираются в две руки, и каждая из них работает со ртом лошади со своей стороны, без переноса через шею и холку лошади. Стремя поддерживает ногу всадника, вес направлен в пятку. Длина стремени примерно соответствует высоте лодыжки всадники, когда он сидит в седле с брошенными стременами или расстоянию от локтя до подмышки, если регулировать длину стремян стоя на земле.
Езда в вестерн-седле. Всадник сидит в седле, опираясь на заднюю луку, ноги направлены немного вперед и в стороны от лошади. Стремена несколько длиннее, чем для езды в английском седле, так что ноги всадника почти прямые. Оба повода разобраны в одну руку, принцип управления в уходе лошади от давления внешнего повода. То есть для поворота направо левый повод плотнее ложится на шею.
Посылы. Всадник управляет лошадью с помощью различных сигналов, называющихся в совокупности посылами. Естественными составляющими посыла являются руки, ноги, голос и изменения положения тела всадника. Часто естественные посылы дополняются хлыстом или шпорами, которые используются для усиления команды, но не для наказания лошади.
Для начала движения вперед всадник вдавливает внутреннюю сторону ноги (шенкель) в бока лошади. Направление давления такое, как будто вы сидите на тюбике с зубной пастой и пытаетесь ее выдавить ногами, или как будто вы хотите коснуться ногой своего седалища. Увеличение давления приводить к изменению скорости движения или смене аллюра. Для остановки, замедления или осаживания необходимо усилить действие поводьев.
Аллюры. Большинство лошадей обладает тремя природными аллюрами - шаг, рысь и галоп. Самый быстрый из них - галоп. Каждый из аллюров требует определенного положения всадника в седле. На шагу всадник сидит с корпусом, распложенным вертикально. На строевой рыси в английском седле всадник встает из седла и садится через темп движения лошади. На рыси в вестерн-седле всадник сидит в седле, опираясь на заднюю луку седла. Независимо от типа седла, при переходе в галоп, всадник сидит в седле.
История взаимодействия человека и лошади.
Если мы хотим отыскать корни верховой езды, нам следует вернуться к тому времени, когда человек научился использовать животных не только в качестве пищи, но и для других нужд.
С приручением лошади большие армии, крупнейшие завоевательные походы и перевозки грузов на большие расстояния осуществлялись с помощью лошадей. Сосуществование человека и лошади, по всей видимости, было обусловлено необходимостью преодоления препятствий как в охоте, так и на войне.